Бензиновые пятна на мундире

Поделиться
Украина снова оказалась в центре международного скандала. В среду, 15 сентября, балканские газеты н...


Украина снова оказалась в центре международного скандала.

В среду, 15 сентября, балканские газеты на первых полосах своих изданий со ссылкой на командование международных сил KFOR поместили новость об участии представителей контингента KFOR в контрабанде горючего, уклонении от уплаты налогов и злоупотреблении экономическими полномочиями на протяжении нескольких последних лет. Этим же сообщением начиналось и большинство выпусков новостей на телевизионных каналах края.

В тот же день Миссия Европейского Союза в области верховенства закона и правопорядка в Косово (EULEX) в своем пресс-релизе сообщила, что в среду на рассвете представителями косовской таможни при поддержке специального департамента полиции EULEX в рамках расследования действий организованной преступной группы, занимавшейся контрабандой горючего, были проведены обыски в офисах четырех компаний, семи домах, а пятеро человек арестованы. По сообщениям косовских СМИ, все арестованные — косовские албанцы. Среди них – Нехми Кастрати, один из основных фигурантов дела о контрабанде.

Ни представители KFOR, ни EULEX не уточняли, кто именно из военных международного контингента имел дело с организованной преступной группой и замешан в контрабанде горючего. Но утечка в местные медиа сделана была. Сразу несколько изданий сообщили о причастности военнослужащих украинского и французского контингентов к «одному из самых больших организованных преступлений, в которое вовлечены очень многие». По данным KLAN Kosova, около 150 бензовозов горючего были проданы в Косово украинским контингентом KFOR. Как утверждают источники телеканала, с мая 2008 г. по август 2009 г. якобы для нужд украинских миротворцев на территорию Косово импортировано 3,7 млн. литров топлива, которое затем было куплено AlbPetrol Company. Последняя перечислила за это горючее 2 млн.145 тыс. евро на банковский счет KFOR — без уплаты таможенных пошлин и налогов. В результате чего, сообщил телеканал, бюджету Косова был нанесен ущерб в размере 1,4 млн. евро.

Несколько лет доверчивые натовцы беспрекословно выдавали руководству украинских миротворцев сертификаты на все заявленные объемы топлива. Пока, наконец, косовская таможня с удивлением не открыла для себя, что украинский контингент потребляет просто немыслимое количество горючего. Затем забеспокоилась и военная полиция KFOR: а почему это украинские военные машины сопровождают частные гражданские бензовозы? Возник еще один вопрос: зачем представители украинского контингента заключают договоры на аренду баз хранения топлива, причем баз крупных, с подъездными железнодорожными путями? Начали расследование. Пригласили для беседы командира украинцев. Как можно без труда узнать на сайте Министерства обороны Украины, возглавлял воинскую часть А3977 12-й ротации в то время подполковник Владимир Веремчук. Насколько нам известно, командование KFOR, в чьих руках уже находились неоспоримые документально подтвержденные свидетельства нарушений со стороны украинских миротворцев, было несказанно возмущено показаниями украинского офицера, предоставившего, как видно из письма М.Бентлера, неправдивые данные об объемах потребляемого украинским контингентом топлива, количестве дизельных агрегатов и другой техники. Это и стало той последней каплей, после которой и последовало письмо генерала Бентлера генералу Можаровскому. В октябре 2009 г. усилиями KFOR была прикрыта «контрабандная» схема поставок топлива. А В.Веремчук был в течение 10 дней отправлен его начальством в Украину. (Правда, каких-либо нарушений в его действиях в Косово украинское военное руководство, видимо, не обнаружило. На сегодняшний день, по информации «ЗН», капитан первого ранга Владимир Веремчук занимает должность начальника отдела — замначальника разведуправления командования ВМСУ. Служебных взысканий не имеет.)

Международная же миссия свое расследование продолжила. Ведь у KFOR уже был печальный опыт «сотрудничества» с официальным Киевом. В 2007 г. МP KFOR и местная полиция уже расследовали незаконные деяния украинских миротворцев, продававших таможенные сертификаты частным фирмам. Выезжала тогда в Косово и комиссия из Киева. Но дело тихо скончалось в Украине, несмотря на то что один из наших военнослужащих дал признательные показания.

Материалы расследования махинаций по поставкам топлива украинскому контингенту в Косово за период с 21 декабря 2006 г. по 18 сентября 2009 г. были переданы в Брюссель — в штаб-квартиру НАТО, а в декабре прошлого года некоторые из них KFOR передали и в Украину. В результате расследования Международная военная полиция KFOR пришла к выводу, что своими неправомерными действиями представители украинского контингента нанесли значительный финансовый ущерб Республике Косово. В сентябре 2009 г. этим же делом занялась и UNMIK (временная гражданская администрация ООН на территории Косово). А в начале 2010-го оно перешло к EULEX, и его прокурор в порядке исключения взял это дело в свое производство.

В апреле 2010 г. была прикрыта и «французская» схема: обеспечение украинского контингента было возложено на американцев. (Кстати, по некоторой информации, на этой схеме нашим военным дельцам удалось заработать гораздо больше, чем на «контрабандной».) Почему на французской базе KFOR не обращали внимание на фантастические объемы топлива, покупаемые украинским контингентом? Думается, этот вопрос французам должен задать прокурор EULEX. А также поинтересоваться: почему их не смущал тот факт, что украинские закупки иногда оплачивались третьими, гражданскими, лицами.

Итак, и в НАТО, и в ООН, и в Евросоюзе прекрасно известно о нарушениях, совершенных украинскими миротворцами. И только украинское военное руководство до сих пор делает вид, что в нашем контингенте ничего не происходит.

Судя по всему, через некоторое время в Украину прибудет еэсовский прокурор (не исключено, что с решением KFOR о снятии иммунитета с украинских миротворцев на руках). Что сможет предъявить ему Украина?

В феврале этого года по результатам проверки, проведенной в миротворческой воинской части А3977 (именно на ее основе проводилось большинство ротаций украинского контингента в Косово) главным управлением военной службы правопорядка ВСУ (ГУВСП), по фактам злоупотребления служебным положением в корыстных целях и подделки документов было возбуждено уголовное дело по статьям 366 и 423 Уголовного кодекса Украины. В ходе проверки было установлено, что в в/ч А3977 12-й ротации велась двойная бухгалтерия. Договоры о поставках, транспортировке и аренде хранилищ топлива, заключенные руководством нашего контингента, в отчетной («белой») документации части отсутствовали. Не было там и данных об операциях с горючим, которые осуществлялись по «контрабандной» и «французской» схемам. Но ведь эти документы есть у командования KFOR и прокурора EULEX!

А в Украине они, похоже, никому не нужны. Вот, например, КРУ тоже провело свою проверку. Разумеется, официальных документов воинской части. Как вы, наверное, уже догадались, никаких нарушений выявлено не было. Пожалуй, несложно предугадать и судьбу возбужденного ГУВСП уголовного дела…

С кем в Украине будет разговаривать прокурор? С руководством МО? Так КРУ сказала, что все о’кей. С миротворцами? А где они? Воинскую часть А3977 уже 13-й ротации в полном составе месяц назад вернули в Украину (заменив ее совершенно другой) и отправили на Яворивский полигон. Но когда туда прибыли следователи ГУВСП Минобороны, они обнаружили на месте… лишь одинокого командира: остальных военнослужащих этой части раскидали по всей Украине. У командира же, который должен был сдать все документы части в архив, не оказалось не только бумаг, но даже печати.

Что же касается документов, то, по нашей информации, часть их сожгли во время работы в Косово ротационной комиссии, бессменно возглавляемой генерал-майором Сергеем Попко, начальником штаба Объединенного оперативного командования при Генштабе. Заметим, что глава ротационной комиссии имеет максимальное влияние на подбор кадров в формирующийся миротворческий контингент. Кроме того, являясь руководителями Объединенного оперативного командования, которое в военное время управляет войсками, а в мирное — занимается миротворческими операциями и координацией действий армии с МЧС, генералы Попко и Можаровский имели непосредственное отношение к формированию руководящего состава наших миротворческих контингентов.

Украина всегда гордилась своим участием в международных миротворческих операциях. Но добрые и полезные дела наших миротворцев зачастую перечеркиваются скандалами, оставляющими после себя негативное впечатление об Украине. В Ливане украинские миротворцы героически сделали работу, за которую не хотел браться никто другой — разминировали огромные территории. Но за махинации с горючим их с позором досрочно «попросили».

С.Попко тогда тоже был главой ротационной комиссии. Странно, но мы все время натыкаемся на эту фамилию, когда готовим материалы о нарушениях, совершенных украинскими миротворцами.

В Ираке украинскому контингенту тоже было чем гордиться — стабильной ситуацией на подконтрольной территории, профессионально подготовленными украинцами силами местной полиции. Но и тут не обошлось без ложки дегтя. Помните случай с контрабандой из Ирака «сэкономленной» валюты, выдаваемой американцами кэшем руководству украинского контингента для расчетов с иракскими подрядчиками? Следствием зафиксированы случаи, когда сотни тысяч долларов отправляли в Украину даже в гробах погибших миротворцев… С.Попко тогда был командиром одной из ротаций. Кстати, в ходе громкого дела ему следствием вменялась, но не была доказана контрабанда «сэкономленных» 500 тыс. долл. Дело, как и следовало ожидать в наших реалиях, развалилось в Верховном суде. Там же был оправдан и бывший командующий украинским контингентом генерал-майор Сергей Савченко. Он не только был восстановлен в должности, но ему также выплатили компенсацию за все то время, что он не находился на своей должности.

Мы можем только гадать, чем закончится «косовское» дело. Вероятнее всего, к ответственности привлекут стрелочников среднего звена, например, нескольких командиров (или одного?) украинского контингента KFOR. Но заинтересуется ли следствие тем фактом, что ротация украинских миротворцев и их командиров осуществлялась каждые полгода, а схемы махинаций с топливом существовали годами? Кто руководил ими из Киева? Кто расставлял нужных людей на нужные должности в украинском контингенте в Косово? Кто получал львиную долю незаконных прибылей? Почему многие годы генеральский бизнес, расплываясь пятнами позора на мундире страны, продолжает существовать? И смоет ли эти пятна хотя бы на этот раз единственно возможное средство — объективное и глубокое расследование?

Речь идет о миллионах евро и о статьях Уголовного кодекса, куда более серьезных, чем упомянутые. Дело будет очень сложным. И, наверное, громким. По идее, им займется Генеральная прокуратура. Захочет ли она найти ответы на все вышеперечисленные вопросы? Это самый большой вопрос.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме