Е-реформа-2023: общение бизнеса и налоговой переходит в цифровой формат

ZN.UA Эксклюзив Опрос читателей
Поделиться
Е-реформа-2023: общение бизнеса и налоговой переходит в цифровой формат © depositphotos/robodeski
Чего хочет бизнес

Наконец обнародована концепция реформы диджитализации Государственной налоговой службы (ГНС). Теперь до конца 2023 года фискальное ведомство должно полностью перейти на электронный сервис. А украинцы — получить «налоговую в смартфоне», которая, как считают инициаторы Е-реформы, должна минимизировать личные контакты налогоплательщиков с сотрудниками ГНС и обеспечить легкий и прозрачный сервис налогового администрирования. Но одно дело обнародовать, другое — реализовать. У бизнеса есть свои замечания и пожелания.

Предполагается, что после диджитализации у налоговиков уже не будет каких-либо оснований для выездных проверок, если декларация перед подачей прошла онлайн-проверку в базе данных ГНС, а плательщик обнаружил все риски и исправил их.

Что касается ФЛП на едином налоге, и граждан, декларирующих свое имущественное состояние — им вообще не нужно будет заполнять декларацию. За них эту миссию выполнит сама налоговая. И она теперь будет отвечать за правильность и своевременность декларирования.

Но цифровизация отношений власти и бизнеса — это не только действенный инструмент в борьбе с коррупцией и создание более комфортных условий для плательщиков. Бизнес надеется, что Е-реформа поспособствует также снижению затрат на содержание фискального аппарата и позволит предпринимателям сэкономить деньги на администрировании налогов.

Диджитализацией только ГНС не ограничится

Но главное — запланированные в налоговой на 2023 год радикальные изменения должны снять для бизнеса много вопросов. В частности и о блокировании налоговых накладных.

Большинство предложений бизнеса о блокировании налоговых накладных услышаны. И хотя проблемы еще остаются, их снимет цифровизация налоговой. Сейчас специалисты бизнес-ассоциаций работают над методологией проведения анализа финансово-экономических рисков. Введение рискориентированного подхода в правоохранительной системе — способ более эффективный, чем уголовное преследование лиц после совершения ими преступлений.

Кроме того, диджитализация только налоговой не принесет желаемых результатов. Е-реформа должна быть расширена и на другие органы фискальной системы таможню, Бюро экономической безопасности (БЭБ). Если кто-то готов раньше, надо начинать, но медлить с процессом не стоит. Очень важно во время такой реформы установить качественные показатели эффективности, например для БЭБ целесообразны такие КРІ:

  • соотношение количества начатых досудебных расследований и количества обвинительных актов, направленных в суд;
  • соотношение количества обвинительных актов, направленных в суд первой инстанции, и количества обвинительных приговоров в делах, подследственных БЭБ;
  • статистика остановленных уголовных производств (в динамике — период к периоду);
  • удельный вес возмещения убытков к установленным в уголовном производстве;
  • средняя продолжительность досудебных расследований (ДР) в уголовных производствах, отдельно доля ДР, длящихся более 18 месяцев;
  • динамика количества и стоимости арестованного имущества. Соотношение с количеством арестов имущества в развитых странах-соседях, соотношение наложенных арестов имущества и отмененных, в динамике по кварталам;
  • динамика количества обысков (вообще инвазивных следственных действий), проведенных БЭБ. Соотношение с количеством обысков в развитых странах-соседях, а также результативности таких действий;
  • количество жалоб бизнеса к бизнес-омбудсмену квартал к кварталу, в динамике.

Старые долги не отпускают

Представленная программа диджитализации определяет следующие меры: модернизацию контакт-центра ГНС; развитие инфраструктуры ІТ-комплексов ГНС; усовершенствование программных РРО; аналитику массива данных фискальных чеков; усовершенствование работы Электронного кабинета; создание программного продукта для работы с аудиторским файлом SAF-T; создание системы АІС «Административное и судебное обжалование»; развитие ІКС «Международный автоматический обмен информацией»; создание системы электронного администрирования акцизного налога; создание облачного хранилища для квалифицированных электронных подписей; расширение мощности серверного оборудования; создание центра резервного копирования.

Это хорошие новые идеи, но не стоит забывать и о текущих проблемах отраслевых департаментов налоговой службы. В предложенной презентации анализа их нет.

В частности это касается:

  • работы системы блокирования налоговых накладных, исправления ее недостатков;
  • автоматизации инкассовых доверенностей, которые до сих пор формируются в бумажном виде;
  • формирования налогового уведомления решений в бумажном виде;
  • внутренней отчетности налоговой службы, которая формируется вручную в эксель-таблицах;
  • камеральных проверок;
  • исправления ошибок и неточностей в работе информационных систем налоговой службы.

В общем, на сегодняшний день на стадии согласования технических заданий или их реализации находятся более 30 разных важных задач. Так что представляется логичным, чтобы план диджитализации ГНС прежде всего охватывал старые долги. Сначала нужно решить текущие проблемы бизнеса, а уже потом браться за реализацию новых перспективных задач.

Также важно ввести четкие измерения КРІ для ГНС, в частности:

  • степень соблюдения налогоплательщиками законодательства по уплате налогов;
  • степень удовлетворенности налогоплательщиков выполнением органами налоговой службы сервисных функций, на основе регулярных опросов;
  • состояние, динамика сбора и возмещение налога на добавленную стоимость, время на возмещение НДС период к периоду;
  • состояние, динамика блокирования налоговых накладных, расчетов корректирования в рамках системы автоматического мониторинга (СМКОР);
  • состояние, динамика налогового долга налогоплательщиков;
  • состояние, динамика переплат в бюджет налогоплательщиков с основных налогов и сборов (с налога на прибыль, НДФЛ и других);
  • индикатор конфликтности работы ГНС — жалобы налогоплательщиков в динамике (количество, сумма, на центральном уровне отменено ППР/отменено в суде);
  • количество мер административного, уголовного характера в отношении сотрудников ГНС к общей численности специалистов ГНС;
  • уровень детенизации на основе рассчитанных Минфином и Минэкономики показателей;
  • уровень затрат на содержание ГНС относительно собранных налогов.

Больной вопрос РРО

Учитывая требования Меморандума о взаимопонимании, который Украина и ЕС подписали 16 января, целесообразно решить и вопрос РРО. А для этого:

  1. упростить применение программных РРО и уменьшить объем отчетности по ним, создать сервисы для проверки фискальных чеков, удешевить стоимость передачи фискальных чеков в ГНС созданием государственного информационного эквайра;
  2. автоматизировать камеральные проверки, внедрить отображение в кабинете плательщика всех критериев рискованности бизнеса и предупреждение/напоминание о возможных нарушениях вместо штрафов.

Представляется целесообразным упростить все, что касается РРО. Кроме того, представители всех бизнес-ассоциаций МСБ считают необходимым сузить сферу применения РРО, избавив мелких предпринимателей от необходимости работать с РРО.

Задача налоговой — предотвращать, предупреждать и напоминать о возможных нарушениях, а не наказывать бизнес штрафами уже по факту.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме