Назад, в тендерное будущее

Поделиться
Нет смысла идти, если главное — не упасть! Александр Башлачев. Черные дыры, 1984 30 июля 2010 года вступил в силу закон об осуществлении государственных закупок...

Нет смысла идти, если главное - не упасть!

Александр Башлачев. Черные дыры, 1984

30 июля 2010 года вступил в силу закон об осуществлении государственных закупок. Будь на дворе холодный декабрь 2004-го, он был бы принят на ура всеми: и органами власти, и бизнесом, и журналистами, и международными организациями. Но шесть лет назад народные избранники Украины решили построить беспрецедентную в мировой практике коррупционную схему. За это время развитие госзакупок в мире ушло далеко вперед, и Украина почти безнадежно отстала.

Новый закон - это лишь наверстывание пропущенного урока, причем выученного наспех. Более того, разработка и продвижение некоторых подзаконных актов говорит о том, что сторонники сомнительных тендерных схем сохраняют свое влияние. Иными словами, угроза появления новых общенациональных коррупционных схем остается актуальной. Как и вопрос - на годы? Десятилетия?!

2004 плюс

Тем не менее ряд норм закона - достойная награда тем, кто все эти годы боролся за создание прозрачной и конкурентной системы госзакупок в Украине. Хотя для многих это и выглядит как утешительный приз.

Прежде всего, государственные закупки наконец-то стали легитимными. С 2008 года они регулировались положением Кабинета министров. Несмотря на четкое заключение Конституционного суда Украины и решения украинских судов - нужен закон, а не ручной режим правительства! Кто бы ни был во главе его.

Впервые с 2000 года закон обязывает заказчиков публиковать на государственном веб-портале ключевую информацию о закупках. Доступ открытый и бесплатный для всех желающих. Лично для автора это самое важное достижение нового закона. Ведь демократия невозможна без свободного доступа граждан к информации о том, кто и как тратит их личные деньги-налоги.

Напомним, что с 2006-го по 2008 год тендерная информация размещалась на частном веб-портале zakupivli.com. Доступ был платным. Лишь кабминовское положение обязало открыть эту информацию. Вскоре госпортал и «Вестник госзакупок» стали любимым чтивом для всех уважающих себя украинских изданий…

Впервые с 2000 года закон обязывает публиковать на госпортале базовые данные о закупках у одного участника, наиболее закрытых и коррупционно опасных. Последний раз попытка их открыть предпринималась Минэкономики зимой уже далекого 2005 года. Она была пресечена с воцарением Тендерной палаты.

Впервые закон прямо предоставляет журналистам право присутствовать при раскрытии предложений конкурсных торгов. Более того, он обязывает заказчиков обеспечить им беспрепятственный доступ к этой процедуре.

Кроме того, решения по жалобам участников торгов должны публиковаться на сайте Антимонопольного комитета.

Однако режим открытости выписан в законе весьма несовершенно. Заказчик обязан размещать на центральном государственном веб-портале около 15 видов документов, включая документацию конкурсных торгов. Что создает массу проблем как для десятков тысяч заказчиков, так и для администрации веб-портала. А на подготовку законом отведен всего один месяц.

К тому же теперь заказчики не обязаны обнародовать годовые планы своих закупок. Что затрудняет планирование для потенциальных поставщиков товаров, работ и услуг.

Между тем в ЕС давно решили эту проблему. Как правило, на центральном госпортале заказчики публикуют только ключевые документы, а все остальное - на собственных сайтах.

Спустя шесть лет авторы закона наконец-то выполнили одну из основных рекомендаций Всемирного банка - распределить полномочия по рассмотрению жалоб участников и регулированию госзакупок между разными, не зависимыми друг от друга органами власти. Отныне жалобы будет рассматривать Антимонопольный комитет. Ключевые регуляторные функции отданы Минэкономики.

В законе предпринята попытка ограничить количество исключений из закона. Ранее едва ли не каждая парламентская сессия превращалась в вакханалию коррупционного лоббизма, когда те или иные работы, товары и услуги выводились из-под закона по надуманным причинам. Нынешний закон предусматривает шесть исключений (банкноты, закупка услуг госбанками, закупки в режиме гостайны, для проведения выборов и референдумов и т.д.).

Закон приводит еще 11 случаев, когда закупка должна регулироваться специальными отдельными законами. Речь идет о железнодорожных перевозках, почтовых услугах, централизованных водообеспечении и отоплении, электричестве, сырых нефтепродуктах и т.п.

Показательно, что уже после одобрения закона о госзакупках Верховная Рада с подачи Партии регионов установила особый режим госзакупок для подготовки к Евро-2012. В рамках этого режима право разрешать закупки у одного участника отобрано у Минэкономики и передано Нацагентству по подготовке Евро-2012 во главе с Борисом Колесниковым. По приблизительным подсчетам, из-под действия закона выводятся более 100 млрд. грн. Правда, информация о закрытых еврозакупках должна публиковаться в «Вестнике госзакупок».

Эти нормы вместе с регулярными заявлениями правительства об увеличении расходов на строительство объектов чемпионата уже дали повод массмедиа и оппозиции обвинить регионалов в ручном коррупционном распределении миллиардов бюджетных гривен.

Авторы закона проигнорировали неоднократные рекомендации международных организаций предоставлять право обжалования торгов только их участникам. В противном случае любые торги становятся потенциальной мишенью тендерных рейдеров. Подобное рейдерство зародилось во времена Тендерной палаты и успешно пережило ее роспуск.

Закон предоставляет право обжалования фактически любому физическому или юрлицу, которое считает, что решения, действия или бездеятельность заказчика нарушили его права или законные интересы. Правда, жалобщик обязан будет заплатить в спецфонд госбюджета определенную сумму за подачу жалобы (ее размер должен установить Кабмин). Однако маловероятно, чтобы эта норма минимизировала указанные негативные последствия.

Несколько слов о других ключевых характеристиках закона. Минэкономики уполномочено давать разрешения на закупки у одного участника; под действие закона подпадают закупки товаров и работ на сумму 100 тыс., а услуг - 300 тыс.; закон предусматривает четыре процедуры закупки (открытые, двухступенчатые торги, запрос ценовых предложений, предварительная квалификация участников, закупка у одного участника). Заказчик может требовать от участников обеспечения их предложения (от 1 до 5% его стоимости), а от победителя - обеспечения выполнения договора (до 5% его стоимости).

Вес цены при оценке предложения участников не должен быть ниже 50%. Открытые торги отменяются, если было подано менее двух предложений...

Подзаконные манипуляции

Чтобы закон заработал в полную силу, Минэкономики и другие ведомства должны принять целый ряд подзаконных актов. Обнародование некоторых из них уже вызвало скандалы из-за явного намерения воскресить сомнительные схемы.

Так, Минэкономики разработало проект приказа «Об организации обучения специалистов в сфере проведения закупок и повышения квалификации». Проект создавал монополиста в сфере обучения будущих членов комитетов по конкурсным торгам - Научно-исследовательский экономический институт при Минэкономики. Директор института - Игорь Манцуров, бывший бессменный ректор Университета финансов и права при Тендерной палате.

Как писало «ЗН» (см. «И три дня на разграбление города», №16 за 2010 год), недавно институт вместе с обществом оценщиков засветился в скандальной истории со справками ценовой инспекции. Тогда от заказчиков требовали справки о соответствии цены - естественно, за немалую плату в пользу ряда частных компаний. После публичных скандалов соответствующие разъяснения-требования Минэкономики были отменены.

Проект еще одного документа - о механизме контроля за госзакупками со стороны Минэкономики - по сути, возрождает «справочную схему». Согласно ему, эффективной является закупка, при которой цена единицы товара не превышает на 10% среднюю цену идентичных товаров. Источник средних цен - Госкомстат. Нетрудно представить, что получение его справок может вылиться в очередные проплаты в пользу частных структур. Кроме того, Госкомстат не всесилен и не в состоянии отслеживать цены на все товары, работы и услуги, которые закупаются государством.

К счастью, окончательное одобрение этих проектов было заблокировано Госкомпредпринимательства, который отказался их согласовывать.

Однако само их появление в недрах Минэкономики свидетельствует, что идеологи и покровители Тендерной палаты, а также сторонники схожих схем по-прежнему пользуются немалым влиянием в министерских коридорах. Несмотря на заявления министра экономики Василия Цушко о том, что он «избавился от тендерных аферистов» (цитата из интервью газете «Дело» от 16.07.10 г.), и вопреки торжественным заявлениям И.Акимовой и С.Тигипко о том, что новый закон о госзакупках положит конец коррупции в этой сфере.

ГлавКРУ тоже решило поучаствовать в дележе закупочного пирога. 7 июля оно опубликовало свой проект изменений в Порядок проведения проверок госзакупок органами государственной контрольно-ревизионной службы.

Согласно проекту, ревизоры получат право участвовать в деятельности комитетов по конкурсным торгам. Более того, по сути, будет создана параллельная АМКУ структура для рассмотрения жалоб на действия заказчиков. А «делегированные» ревизоры получат право участвовать в «анализе и изучении» документов, поданных в Минэкономики для согласования закупки у одного исполнителя.

В случае одобрения этого проекта в сфере госзакупок снова возникнет нормотворческий
хаос, поскольку его положения зачастую противоречат уже действующему закону о госзакупках. Похоже, за этой инициативой КРУ стоит лишь банальное желание подзаработать на проверках.

В этой связи интересны кадровые рокировки в ГлавКРУ. После победы В.Януковича его главой стал Петр Андреев, проверенный знакомый Н.Азарова. Пару лет назад он активно боролся со структурами, связанными с Тендерной палатой. А вот его заместителем стал Денис Красников, когда-то причастный к одной из таких структур.

Правда, вскоре лишилась своего поста начальника управления контроля в сфере госзакупок Тамара Дергалюк, ставленница А.Яценко, нардепа от БЮТ и бывшего вице-президента Тендерной палаты. Вместо нее был назначен некий О.Зражевский. По информации одного из источников «ЗН», в 2008 году он будто бы работал помощником народного депутата, входившего в консультационный совет при Минэкономики. Где депутаты наряду с чиновниками решали судьбу конкретных тендеров.

В общем, трудно отделаться от впечатления, что со стороны политиков и чиновников суть тендерной игры не поменялась. Лишь обновился караул. И дальнейшее развитие может снова пойти по пути строительства коррупционных схем. Как это случилось шесть лет назад...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме