Почему от выступлений украинской власти в Лондоне жутко

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться
Почему от выступлений украинской власти в Лондоне жутко © Getty Images

Десятки слайдов подготовила украинская сторона к лондонской донорской конференции, и все — плохие. Провалившись в Лугано, наши вроде бы должны были сделать соответствующие выводы, но...

Если вы просите денег, тем более очень много денег, то просто обязаны заинтересовать инвестора, очертить преимущества сотрудничества и, да, будущие общие прибыли, вероятные темпы роста, глубину рынков, ниши — перспективные и никем не занятые, конкурентные преимущества, нешаблонные подходы. Это, к сожалению, неполный перечень того, что так и не увидели гости Конференции по вопросам восстановления Украины, теперь уже в Лондоне.

Экономический блок представляли:

Ростислав Шурма, Украина которого — это жертва Индустрии 2.0.

Юлия Свириденко, Украина которой — это волшебный мир единорогов и радуг, в котором ВВП растет, если откусить грибок с нужной стороны.

И Александр Кубраков, его Украина — это тонны асфальта, стройплощадки и бульдозеры.

Все настолько плохо, что самой перспективной кажется Украина Свириденко, — она хотя бы не шаблонная. Вот только строить мы будем Украину Шурмы, под чутким руководством прораба Кубракова.

Господа, от того, что вы добавили слово «хаб» к АПК, «зеленая» к металлургии, а «термомодернизация» к строительству, ваши предложения не стали свежее. Их вполне мог бы представлять и Ехануров, и Кинах, и даже Пустовойтенко (да загуглите наконец).

На фоне этого печального нафталина предложение перехода к кешлес-экономике, так возмутившее Марию Барабаш, — это просто прорывное мнение. Несмотря на то, что сама идея отказа от наличных родом где-то года из 1995-го, даже на людей из «совета реформ» она до сих пор производит вау-эффект. Задумайтесь и… вздохните, поскольку никаких других прорывных идей в Лондон не привезли.

Самое плохое — не привезли стратегическое и прогрессивное видение развития.

У действующей власти есть уникальная возможность строить все с нуля, и как она ее использует? Перед ними чистый лист бумаги, а они упрямо рисуют там элеватор, мартен и ТЭЦ. «Нет, — говорит потенциальный инвестор, — мыслите шире, перед вами весь современный технологический мир, новые партнерства, новые рынки, новая для вас субъектность!». И они рисуют три элеватора, мартен с фильтром, а вместо ТЭЦ — миллион ветряков.

Да найдите уже хоть какого-то визионера! А если нет, то хотя бы грамотного продажника, который объяснит, что первым слайдом в вашей презентации должны быть выгоды инвесторов, вторым — вызовы, а третьим — решения для этих вызовов…

Да, ко всему Украине не хватает еще и реформы правительственных презентаций. Наши делегаты буквально мучают людей за их же деньги неструктурированным бредом, который максимально подчеркивает все недостатки нынешней власти: профессиональную и институциональную слабость правительства, поверхностность в оценках и планировании, огромное влияние крупного бизнеса на государство, соответственно, коррумпированность и схемогенность.

Можно до хрипоты спорить об экономических моделях, подходах и инструментах, вытягивая из могил то Кейнса, то Хайека, апеллируя к различным опытам и результатам, но не будем. Это не имеет смысла, ведь предложения, озвученные представителями Украины перед донорами, не раскрывали базовых вопросов, которые возникают у каждого, кто захочет вложить сюда хоть копейку. Без ответов на них не имеет значения, что там еще нафантазировали украинские чиновники и Шурма.

Первое и ключевое — вектор развития. Кажется, и в чем проблема? Украина предлагает традиционные проекты, базирующиеся на существующей десятилетиями экономической модели. Каждый крепкий хозяйственник одобряет. Впрочем, эта экономическая модель маленькой открытой сырьевой экономики вообще никому и никогда здесь не нравилась — тормозила рост, производительность, технологичность. Поэтому, если вы тащите это дерьмо в будущее, объясните, зачем. Хотя бы инвесторам. Если стабильное и сбалансированное развитие — это малый и средний бизнес, если наибольшая добавленная стоимость — это услуги и технологии, если рабочие места — это легкая и пищевая промышленности, зачем вам аграрно-металлургическое сырье на плечах Косюка и Ахметова? Что вы будете делать с этим всем в мире Индустрии 4.0? Какие профиты здесь должен увидеть инвестор?

Ну, скажет нам правительственная команда, это же крупные налогоплательщики, без них не справимся. Но на самом деле крупнейший налогоплательщик в Украине — потребители с их НДС, который титаны-экспортеры только возмещают. Валютная выручка? К сожалению, появились у нас значительно более мощные каналы поступления валюты. Кажется, как раз пора что-то менять. Но ведь крупные сырьевые производители — это еще и умелые лоббисты, без войны — олигархи, имеют влияние. Посмотрите на это глазами инвестора: без объяснения логики развития украинское предложение или очень тупое, или очень коррумпированное. Даже если бы презентация Шурмы начиналась слайдом «Хочу, чтобы Ахметов любил меня, как раньше», — это было бы лучшее объяснение, чем отсутствие каких бы то ни было.

Второе ключевое — люди. Не бывает развития без людей, они производят, они потребляют, они все генерируют, от идей до налоговых поступлений. Людей у нас нет. Каждый раз, когда Свириденко вспоминает о будущем экономическом росте, где-то тяжело вздыхает один демограф и изумленно поднимает брови один инвестор.

И вот на сцене появляются украинские предложения: программа «Верни таланты» для работников креативных индустрий, временное трудоустройство в краткосрочных проектах, цифровая платформа для возвращения и реинтеграции и программа соцуслуг и компенсаций (включительно с расселением во временное жилье).

За сценой громко хохочут немецкая программа «открытого рынка труда» для мигрантов, карта поляка и канадская виза CUAET.

Это о возвращении наших, о привлечении чужих вообще ни слова. Еще до войны были оценки, что нам необходимо привлекать 300–500 тысяч взрослых мигрантов ежегодно для компенсации демографических провалов. Сейчас эту цифру можно смело удвоить. Конечно, никто не ждал готовых предложений упрощения законодательства, анализа рынка труда или готовых программ по привлечению и интеграции. Но хотя бы намерения надо было озвучить, хотя бы намекнуть, что в Украине будет и кому работать, и кому потреблять, а главное — мы готовы конкурировать за людей.

Третье ключевое — защита инвестиций. А с этим что не так? Вот и «могучая тройка», и система мониторинга средств, и вечная антикоррупционная реформа.

Хорошо, просто представим, что инвестор вкладывает сюда средства, и вдруг «черный» нотариус переписывает его актив на какое-то «черное» ФЛП, «черный» правоохранитель разводит руками, «черный» судья на стороне ответчика, а «черный» СБУшник еще и с обысками может зайти для профилактики чрезмерной активности. Это же классика — BLM по-украински!

Конференция в Лондоне и «Энергоатом»: теперь наше время поесть
Конференция в Лондоне и «Энергоатом»: теперь наше время поесть
В наших широтах государство к местному бизнесу относится, как мачеха к Золушке, что уж говорить о каких-то иностранцах.

Как здесь помогут «могучая тройка» или мониторинг продвижения западной помощи нашей системой деньгопереваривания? Тут бы в идеале — верховенство права и неотвратимость наказаний. Если нет, то хотя бы какие-то суверенные гарантии, в том числе по вопросам безопасности. Ну, или хотя бы воскресите «инвестиционных нянь». К сожалению, вообще ничего.

Вероятно, места не хватило, иначе бы просто не влезли развитие культуры, улучшение спортивной среды и реформа школьного образования, а без этого, сами понимаете, к инвесторам даже не сунься.

***

«Что вы такое говорите, — возмутится читатель, — вон нам сколько денег дали, а финансовых гарантий, а обещаний».

Поделите 50 на четыре, получите 12,5 млрд евро в год при потребности в 30 млрд. Для понимания — мы за последние полгода уже потратили 20 миллиардов, без масштабных проектов, просто на проживание (поскольку на войну западное финансирование не направляется). А у нас на горизонте восстановление разрушенных городов, а за плечами — потеря трети экономики. Только деоккупацией ничего не отыграть, потому что сколько бы там Бахмут ни генерировал ВВП раньше, но еще долго после освобождения он ничего не будет генерировать. К сожалению, не он один.

Поэтому не будем очаровываться, межгосударственная поддержка бесценна политически, но финансово не обойтись без партнеров с рынка, совместных проектов, трансфера технологий, расширения рынков и т.д.

У нас вот Совет по восстановлению с секретариатом, 24 рабочими группами, двумя с половиной тысячами экспертов, консультативным советом и офисом продвижения реформ, а впечатление такое, что живого инвестора никто из них в глаза не видел.

Это не глупость, это — подлость. После такого падения просто за счет эффекта низкой базы сравнения можно будет показывать вполне приличный экономический рост даже при минимальном улучшении. Какие-то деньги все равно найдутся и будут освоены, какие-то люди все равно вернутся, какие-то бизнесы выживут. Как-то оно будет.

А проблемы начнутся уже после них.

Поделиться
Смотрите спецтему:
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме